Узаконивание (оформление в собственность) самовольных построек
В настоящее время чрезвычайно актуальна проблема оформления гражданами в собственность своих индивидуальных жилых домов, в которых некоторые прожили всю свою жизнь, а некоторые получили их в наследство или купили недавно. Называется она – САМОВОЛЬНАЯ ПОСТРОЙКА. Проблема эта давняя, встречается повсеместно и имеет свою предысторию. Так, в советские времена, большинство владельцев индивидуальных жилых домов не особо задумывались над статусом своего жилья (увы, но и сейчас ситуация немногим лучше). Строились (особенно в послевоенные годы) или перестраивались без единого документа там, где покажут или где захотелось, покупали по обычной расписке дома, продолжали в них жить или заселялись туда после смерти родственников, власти их не беспокоили, напротив, в большинстве своем они получали домовые книги и прописывались в своих домах. За это время один закон менял другой, ситуация все более запутывалась, и, уже в настоящее время, решив оформить надлежащим образом свою собственность, люди, потратив зачастую немало времени, выясняют, что их дом – самовольная постройка, так как был построен в нарушение действующего законодательства на не отведенном для этих целей земельном участке, никаких правоустанавливающих документов ни на дом, ни на участок у них нет и не было, сам земельный участок, на котором находится злосчастный дом, в настоящее время принадлежит муниципалитету, а их самих, чиновники отсылают в суд. В общем, есть от чего впасть в уныние. При этом, несмотря на полное или почти полное отсутствие документов, у этих граждан все-таки есть хороший шанс стать собственниками в юридическом смысле. Во всяком случае, судебная практика дает им такую возможность.
Действующее на сегодняшний день законодательство, а именно Гражданский кодекс РФ, отводит проблеме самовольных построек целую статью – 222-ю, в которой дается как определение самовольной постройки, так и порядок ее узаконивания. Буквально определение самовольной постройки звучит так:
«Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил».
Ключевой момент здесь, в контексте данной статьи и освещаемой проблемы – это НЕ ОТВЕДЕННЫЙ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК. На практике, это как правило означает, что у построившего лица нет вообще никаких документов на земельный участок под постройкой, а сам земельный участок ему не принадлежит. И это и есть основная проблема при оформлении прав на постройку. Второе нарушение – отсутствие документации на строительство - менее существенно. Если земельный участок принадлежит лицу, осуществившему самовольную постройку, то эта проблема решается заключением строительной организации о соблюдении СНиПов. О проблеме существенных нарушениях СНиПов я вообще не говорю, данная проблема встречается не так часто (немного есть на свете «строителей» рискующих своей жизнью и жизнью близких) и решается только приведением строения в соответствие со строительными нормами и правилами.
Осуществившее самовольную постройку лицо не приобретает на нее права собственности и соответственно не может ей никак распоряжаться – ни продавать, ни дарить, ни сдавать в аренду. Ее нельзя унаследовать. Кроме того, самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет. Исключение составляет лишь случай, когда осуществившее такую постройку лицо оформит на нее право собственности. Сделать это можно лишь в судебном порядке. И вот здесь начинаются все сложности. Началось все с внесения 1 сентября 2006 года изменений в часть 3 статьи 222 ГК РФ. Если в старой редакции абзац первый этой нормы звучала так:
«Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку», то в новой редакции данная норма вообще отсутствует. Старая редакция позволяла осуществившему самовольную постройку лицу, не имеющему прав на земельный участок под постройкой, легко признать в суде свое право собственности на нее. Для этого требовалось лишь письмо из местной администрации, в котором администрация обещала предоставить гражданину данный земельный участок, если суд признает за ним право собственности на самовольную постройку. Разумеется, при этом требовались и иные документы: технический паспорт БТИ, заключение строительной организации, о том, что строение соответствует всем СНиПам, заключение СЭС, что постройка соответствует всем санитарным нормам и правилам, ведь право собственности на самовольную постройку не может быть признано, если сохранение постройки создает угрозу жизни и здоровью граждан. Обычно в суд предоставляли и письмо-заключение из Пожарной инспекции, о том, что постройка не представляет угрозы в пожарном смысле. В нынешней же редакции часть 3 статьи 222 ГК РФ выглядит так:
«Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан».
Здесь, как видим, в качестве основного условия признания судом самовольной постройки, требуется подтвердить право лица, осуществившего самовольную постройку на земельный участок под ней. Письма из администрации теперь не достаточно.
Данные изменения существенно нарушили планы тех, кто по каким-то причинам не успел до 1 сентября 2006 года оформить свои самовольные постройки.
Некоторое время после указанных изменений судебная практика исходила из даты осуществления самовольной постройки и, если она была построена до 1 сентября 2006 года, то продолжала руководствоваться старой нормой ч.3 ст.222 ГК РФ, и при наличии письма из администрации о предоставлении земельного участка после признания судом права собственности на самовольную постройку, и соблюдении технических норм, признавали право собственности на самовольную постройку. Такая ситуация продолжалась вплоть до вынесения Постановления Пленумов Верховного и Высшего арбитражного судов №10 и №22 от 29.04.2010г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в котором в п.31 судам недвусмысленно «предлагалось» руководствоваться новой редакцией ст.222 ГК РФ.
При этом, иначе обстоит ситуация с самовольными постройками, осуществленными до 01 июля 1990г. Данная дата установлена п. 4 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ". В соответствии с данной нормой, граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 06 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса РФ. 01 июля 1990 года – дата вступления в силу Закона СССР "О собственности в СССР".
Согласно разъяснениям п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 13 декабря 2001 г. N 16-П, до 1990 года в условиях существования исключительно государственной собственности на землю, основной формой осуществления гражданами права владения и пользования земельными участками было постоянное (бессрочное) пользование, что имело целью гарантировать им устойчивость прав на землю и находящуюся на ней другую недвижимость. Признание за домовладельцем - пользователем земельного участка, на котором расположено домовладение, права постоянного (бессрочного) пользования этим земельным участком как своим имуществом исключало произвольное распоряжение им со стороны каких-либо иных субъектов права.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 26 августа 1948 года № 3211 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 года «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов» земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов отводились за счет земель города в бессрочное пользование, а построение на этих участков дома являлась личной собственностью застройщиков.
Согласно ч.3 ст.20 Земельного кодекса РФ, право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
Исходя из логики приведенных постановлений, правоприменители по вопросу признания права собственности на самовольные постройки, в условиях, когда для признания этого права закон требует наличие прав на земельный участок под самовольной постройкой (в том числе постоянного (бессрочного) пользования), в целом, пошли по пути признания земельных участков, на которых были осуществлены самовольные постройки, как предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, даже если в суд не предоставлены за отсутствием соответствующие документы – зачастую достаточно того, чтобы самовольная постройка была осуществлена в указанный период. Установив факт принадлежности земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, суд признает и право собственности на самовольную постройку, при условии, что постройка не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, и создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Кроме «земельного вопроса», существенное значение в судебных процессах по самовольным постройкам играют и такие факторы, как наличие регистрации граждан (прописка) в спорном доме, оплата налогов за дом и земельный участок, страхование указанного имущества, состояние спорного дома на учете в БТИ (Паспорт домовладения), наличие технических заключений, подтверждающих соответствие спорного дома строительным и санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к жилым домам, отсутствие претензий к спорному дому со стороны местных властей, что подтверждается отзывом с их стороны. Немаловажное значение будет иметь факт нахождения земельного участка на кадастровом учете.
В завершении сказанного, хочется отметить, что вопрос узаконивания самовольных построек в настоящее время является одним из самых сложных и противоречивых в юридической практике, и требует профессионального подхода.